среда, 26 октября 2016 г.

Производитель в экономике

Производитель в экономике

1. Предпринимательство, предприятие, фирма

Предпринимательство - это:
  • Деятельность по соединению природных, трудовых и капитальных ресурсов в процессе производства и последующей продажи товаров и услуг с целью получения прибыли.
  • Самостоятельная, инициативная деятельность граждан и их объединений, осуществляемая на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность, направленная на получение прибыли
Предприятие — это экономический агент, который владеет собствен­ностью, производит товары и услуги, имеет доходы и расходы. 
Предпри­ятие может быть:
  1. коллективным 
  2. индивидуальным.

Коллективным, организованным предпринимательством занимаются фирмы. Фирмакоммерческая организация, приобретающая экономиче­ские ресурсы для производства и продажи товаров и услуг с целью получе­ния прибыли.
Фирма является юридическим лицомЮридическое лицо характери­зуется следующими признаками:
• имеет обособленное имущество;
• отвечает по своим обязательствам этим имуществом;
• имеет имущественные права и обязанности;
• может быть истцом и ответчиком в суде;
• имеет самостоятельный баланс (смету) и собственный расчётный счёт.
Фирма как экономический агент, занимающийся производством, отве­чает на основные вопросы экономики:
Что производить? (Фирма выбирает такой перечень товаров и услуг, при производстве которого она получит максимальную прибыль.)
Как производить? (Фирма организует производство наиболее эф­фективно.)
Для кого производить? (Фирма изучает особенности спроса потреби­телей и корректирует производство таким образом, чтобы наиболее полно удовлетворить спрос и максимизировать свою прибыль.)

2. Классификация предпринимательской деятельности

По субъектам хозяйственной деятельности:
  1.  юридического лица
  2. физического лица

По целям деятельности:
  1. коммерческая 
  2. некоммерческая

По видам деятельности или по назначению
  1. производственная
(осуществляет производство любой направленности: материальное, интеллек­туальное, творческое.)
  2. коммерческая
(состоит в продаже предпринимателем готовых товаров, приобретённых им у других людей)
  3. посредническая
(характеризуется тем, что предприниматель способствует нахождению продавцом по­купателя, и наоборот, и заключению между ними сделки куп­ли-продажи)
  4. финансовая
(представляет собой осо­бый вид предпринимательства, в котором в качестве предмета купли-продажи выступают деньги, иностранная валюта, цен­ные бумаги, продаваемые покупателю или предоставляемые в кредит)
  5. страховая
(заключается в том, что предприниматель-страховщик за определённую плату гаранти­рует страхователю компенсацию ущерба имуществу, причине­ния вреда здоровью и даже потери жизни в результате непред­виденного (страхового) случая)

..и т.д.

По количеству собственников
  1. индивидуальная (это любая созидательная деятельность одного человека и его семьи)
  2. коллективная (любая созида­тельная деятельность коллектива людей)

По числу занятых, по объему продаж
  1. мелкая (до 100 чел.)
  2. средняя (от 100 до 500 чел.)
  3. крупная (более 500 чел.)

Более подробно:
Основа классификации
Наименование   формы
Её сущность
Признак объектов предпринимательства
Малая (до 50 человек)
Франчайзинг (от франц.franchise — льготный) — система мелких частных фирм, которые за­ключают контракт на право использования марки крупной фир­мы и организацию деятельности на определённой территории и в определённой форме.
Венчурная фирма (от англ.venture — рисковать) — коммерческая организация, которая де­лает бизнес на инновациях, занимается разработкой научных исследований для их дальнейшего завершения.
Средняя (от 100 до 500 человек)
Конкурирует с мелким и крупным бизнесом, довольно непрочен, стабильными являют­ся только фирмы-монополисты, выпускающие продукцию, на которую имеется постоянный спрос.
Крупный бизнес(несколько тысяч человек (более 500 человек))
более прочен, чем мелкий и средний, монопольное положение на рынке пре­доставляет возможность производить дешёвую и массовую про­дукцию.


3. Организационные формы ведения бизнеса
Тип фирмы
Индивидуаль­ное, или част­ное предпри­нимательство
Бизнес, владельцем которого яв­ляется один человек. Он несёт неограниченную имуществен­ную ответственность, и у него невелик капитал.

Товарищество,или партнёр­ство
Бизнес, которым владеют два и более человека. Они принимают совместные решения и несут личную имущественную ответ­ственность за ведение дела.

Кооператив
Похож на партнёрство, но имеет большее число пайщиков.

Корпорация
Совокупность лиц, объединённых для совместной предпринимательской деятельности. Право на собственность корпорации разделено на части по акциям, поэтому владельцы корпораций называются держателями акций, а сама корпорация  акционерным обществом (АО).





4. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности



5. Финансирование

Финансирование - обеспечение финансовыми ресурсами (денежными средствами)
Основа стратегии финансирования бизнеса заключается в разработке схем финансирования исходя из индивидуальных особенностей бизнеса и влияющих на него факторов.

Источники финансирования бизнеса
Внутренние
Внешние
1) Накопленная прибыль.
2) Амортизация (стоимость замены изношенного оборудования).
3) Доходы от собственности.
4) Дополнительные вложения.
1) Банковский кредит.
2) коммерческий (торговый) или кредиторская задолженность (долг предприятия перед другими).
3) Продажа акций и облигаций.
4) Бюджетные средства.

6. Выручка, прибыль

Выручка фирмы - это стоимость всей произведенной продукции

Прибыль - это средств, которые остаются у предпринимателя после оплаты всей выручки

7. Издержки фирмы

Издержки фирмы - это денежная оценка затрат всех факторов, участвующих в производстве готовой продукции

Виды издержек фирмы:  
  • Постоянные издержки (FC)
  • Переменные издержки (VC)
  • Общие издержки (TC)
  • Средние общие издержки (AC) 
  • Средние постоянные издержки (AFC) 
  • Средние переменные издержки (AVC)




Таким образом, прибыль фирмы зависит от количества произведённой продукции и соотношения цены товара и средних издержек:
• если цена товара превышает средние издержки на производство этого товара, то фирма получает прибыль;
• если цена товара не покрывает издержек, то фирма несёт убытки;
• если цена товара равна средним издержкам, то прибыль фирмы равна нулю, вся выручка от продажи товара уходит на оплату затрат фирмы.

Предельные (маржинальные) издержки (MC - marginal cost) -  приращение общих издержек, вызванное увеличением производства на очередную единицу продукции.

Предельные издержки показывают, во сколько обойдется фирме увеличение объема выпуска продукции на единицу. Они решающим образом влияют на выбор фирмой объема производства, т.к. это именно тот показатель, на который фирма может воздействовать.
МС = ∆ТС/ ∆Q

Периоды: 
мгновенный период  - период, в течение которого одни факторы являются постоянными, а другие — переменными (фирма вообще ничего не успевает изменить);
краткосрочный период — период, в течение которого одни факторы являются постоянными, а другие — переменными;
долгосрочный период — период, в течение которого все факторы производства являются переменными.
Правило максимизации рынка:

MR = MC,
где MR – маржинальная выручка

Издержки:

Внешние (бухгалтерские, явные)
·      фирма тратит на ресурсы, которых  у нее нет, но они ей нужны, т.е. все реальные, фактические расходы в денежной форме
·      определяются суммой  расходов предприятия на оплату покупаемых факторов производства со стороны.
·      примеры:
1.       арендная плата
2.       кредит
3.       заработная плата рабочих
4.       затраты на сырьё

Внутренние (экономические, неявные)
·      Это затраты фирмы на уже имеющиеся ресурсы (собственные ресурсы), это не только фактические затраты в денежной форме, но и неоплаченные издержки; связанные с упущенной возможностью самого оптимального применения этих ресурсов.
·      определяются стоимостью ресурсов  находящихся в собственности данного предприятия.
·      примеры:
1.       упущенные проценты по вкладу в банке
упущенная заработная плата


Если из совокупной выручки вычесть внешние издержки, мы получаем бухгалтерскую прибыль - учитывает внешние издержки, но не учитывает внутренние.


Бухг. П = TR – TCбух.

Если из бухгалтерской прибыли вычесть внутренние издержки, мы получим экономическую прибыль.


Экон. П = TR – TCэкон.


В отличие от бухгалтерской, экономическая прибыль учитывает и внешние,  и внутренние затраты.
·         если экон. П = 0, то это нормально
·         если экон. П < 0, то нужно сворачивать бизнес
Нормальная прибыль появляется в том случае, когда общая выручка предприятия или фирмы равна общим затратам, исчисляемые как альтернативные. Минимальный уровень прибыльности – когда предпринимателю выгодно вести бизнес. «0» - нулевая  экономическая прибыль.
Экономическая прибыль (чистая) – её наличие означает, что на данном предприятии ресурсы используются более эффективно.
Бухгалтерская прибыль превышает экономическую на величину неявных затрат. Экономическая прибыль служит критерием успеха предприятия.
 Её наличие или отсутствие является стимулом привлечения дополнительных ресурсов или перехода их в другие сферы использования






Комментариев нет:

Отправить комментарий