понедельник, 24 октября 2016 г.

Потребитель в экономике

1. Понятие потребитель
Потребитель в экономике - это
  • субъект, как правило, рациональный, предъявляющий спрос на предложение;
  • домашнее хозяйство, статистическая единица, отличная от фирмы;
  • субъект, на оценке поведения которого строится вся микроэкономика.

    Что общего между всеми этими понятиями?Экономику не интересует кто потребитель, ее интересует что и сколько он купил!
    !!Важно: потребитель - это тот, кто КУПИЛ товар!!

Потребитель в праве - это

  •  гражданин (физическое лицо), имеющий намерение заказать либо приобрести, либо заказывающий, приобретающий, использующий товары (РАБОТЫ, УСЛУГИ*) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.(!!т.е. важно для чего он это делает!!)
    !!Важно: потребитель - это тот, кто желает купить товар и тот, кто пользуется этим товаром!! (например: фирма подарила всем женщинам фен;
    у одной из них сломался фен (гарантийный срок не закончился); эта женщина вполне имеет право пойти в магазин  

*Различие:

товар - это вещь - которая обменивается и продается
услуга - нематериальное (ничего материального не создает, пример: услуга такстиста)
работа - материальное (например: швея сшила платье на выпускной)




2. Закон убывающей предельной полезности

По мере того как человек потребляет какое-либо благо или услугу, соответствующая его потребность насыщается. 

Пример:
Для босого человека, скажем беженца из Гаити, высадившегося на берег в США, приобретение первой пары туфель имеет огромное значение: оно удовлетворяет острую, неотложную потребность. Предположим, что наш гаитянин устроился на работу и стал получать некоторый доход. Тогда он может захотеть приобрести еще одну пару штиблет для того, чтобы ходить в выходной день в кино, на танцы или в церковь. Ясно, что важность или полезность этой второй пары обуви намного меньше, чем первой. Наконец, если наш герой войдет во вкус и купит еще несколько пар ботинок, то полезность для него каждой следующей, дополнительной пары (экономисты называют ее предельной полезностью) будет все меньше и меньше. 
Это явление получило название закона убывающей предельной полезности.
 
В один прекрасный день полезность дополнительной пары обуви не превысит тех неприятностей, которые причинит ему хранение всего этого богатства. Тогда наш потребитель прекратит дальнейшие покупки ботинок. Его потребность в ботинках полностью удовлетворена .
Другое дело, если он захочет купить спортивные туфли для игры в баскетбол. Это уже иное благо по сравнению с обычной обувью — оно удовлетворяет другую потребность. Полезность спортивных туфель явно меньше, чем полезность первой и, может быть, второй пары обычных ботинок. Но вполне возможно, что она выше, чем полезность третьей пары. Тогда вслед за двумя парами обычных ботинок наш герой купит себе кроссовки.

Вывод:
  • Каждая последующая единица товара приносит удовлетворения меньше, чем предыдущая (I закон Госсена)
  • По мере увеличения потребления какого-либо блага, общая полезность растет, а предельная – уменьшается.
3. Общая и предельная полезность




4. Рациональное поведение и суверенитет потребителя

Рациональное поведение отдельного человека или группы людей проявляется в их стремлении достичь максимальную полезность из потребления данного товара с учетом ограничений бюджета.
Потребительское поведение — это процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги с учетом их дохода и личных предпочтений.
Полезность какого-либо блага определяется как способность удовлетворять какие-либо потребности человека или общества. 

  В традиционной экономике набор и количество потребительских благ, а также способ потребления задаются обычаями: различия между отдельными потребителями несущественны.

В командной экономике самым важным потребителем выступает фараон, царь или король со своим двором. Этот потребитель имеет возможность удовлетворять свои самые разнообразные прихоти, в то время как большинство его подданных довольствуются лишь самым необходимым.
  • Похожая ситуация существовала и в экономике Советского Союза: производство ради производства (тяжелая промышленность) всегда считалось более важным, чем производство потребительских товаров, в первую очередь потому, что оно создавало огромную военную мощь, с которой были вынуждены считаться все страны мира. Это удовлетворяло потребность советского руководства в престиже и власти. Потребителю предлагался очень ограниченный ассортимент продукции в количестве, не удовлетворяющем его потребности (отсюда дефицит и очереди).
Обычный индивидуальный потребитель: Все, что производится, должно быть кому-то продано. Деньги потребителей — единственный источник дохода производителей, поэтому именно выбор потребителя в конечном счете определяет, что будет произведено и в каком количестве. Экономисты называют такую ситуацию суверенитетом потребителя (суверен — старинное название господина, монарха). 
Однако 
здесь есть преувеличение: 
  1. Потребитель может быть "сувереном" только, если у него есть свобода выбора, т. е. между производителями существует конкуренция.
    Единственный производитель или продавец (монополист) сам господствует над потребителем.
  2. Потребитель должен владеть всей необходимой информацией. 
    Если "суверен"не знает, что происходит в его государстве, его ЛЕГКО ОБМАНУТ БОЛЕЕ ОСВЕДОМЛЕННЫЕ ПОДДАННЫЕ.
    Так и в экономике.
      Если потребитель хочет купить туалетное мыло или крем для бритья, он не сможет нюхать и пробовать все сорта подряд. Скорее всего, он сделает свой выбор под влиянием красивой упаковки или запоминающейся рекламы в газете или по телевидению, т. е. под влиянием факторов, не имеющих никакого отношения к качеству данного товара
       Если потребитель покупает автомобиль или телевизор, он, вероятно, наведет справки у родных и знакомых и посетит несколько специализированных магазинов. Но, не будучи сам автомехаником или радиотехником, он опять-таки не сможет принять решение на основе полной информации.
    Что это дает продавцам??

       Это дает продавцам возможность до некоторой степени управлять потребностями своих покупателей, что достигается с помощью рекламы, особенно для разных видов товара примерно одинакового качества.
      (Но: если реклама расхваливает товар откровенно плохого качества, это вряд ли поможет его распродать, а покупатели имеют право подать на продавца в суд за сообщение ложных сведений о качестве товара.)

5. Бюджет потребителя, его расходы и доходы

Бюджет потребителя – это план его доходов и расходов за определенный период
Точное равенство доходов и расходов – бюджет сбалансированный
Расходы превышают доходы – бюджет дефицитный
Доходы превышают расходы – бюджет профицитный
 
Доходы бюджета 
  • Оплата труда (заработная плата) 
  • Доходы от сбережений (проценты в банке) 
  • Доход от собственности (дивиденды по акциям, арендная плата и др.) 
  • Доход от предпринимательской деятельности 
  • Пенсия, стипендия, пособия (социальные трансферты) 
  • Неденежные доходы
Расходы бюджета 

  • Фиксированные (обязательные) расходы: питание, квартплата, коммунальные услуги, транспорт и т.д. 
  • Переменные расходы: одежда, обувь, мебель и другие товары длительного пользования, отдых и развлечения и т.д. 
  • Планируемые сбережения

6. Закон Энгеля

По мере увеличения доходов потребителей структура потребления смещается в сторону дорогих товаров. При этом доля доходов, затрачиваемых на приобретение товаров первой необходимости, уменьшается, тогда как часть дохода, расходуемая на предметы роскоши, товары не первой необходимости, увеличивается. Уменьшение доли расходов высокодоходной части населения, затрачиваемых на товары повседневного спроса, не обязательно означает, что эта категория граждан уменьшает потребление простейших товаров. 

Действительно, если для приобретения простейших жизненно необходимых товаров повседневного спроса семье из четырех человек необходимо затратить, скажем, 15000 руб. в месяц, а ее месячный доход и расход равны 30000 руб., то доля таких товаров в семейном бюджете составит половину. Для семьи же, расходующей в месяц 150000 руб., приобретение тех же повседневно необходимых товаров потребует затраты только 10% общей суммы расходов семейного бюджета.




1 комментарий:

  1. Я хочу поделиться свидетельством о том, как г-н Бенджамин помог мне с займом в 2 000 000,00 долларов США для финансирования моего проекта по выращиванию марихуаны, я очень благодарен и пообещал поделиться этой законной финансирующей компанией с любым, кто ищет способ расширить свой бизнес-проект. Компания финансирует компанию. Любой, кто ищет финансовую поддержку, должен связаться с ними по адресу lfdsloans@outlook.com. Г-н Бенджамин также работает на WhatsApp 1-989-394-3740, чтобы облегчить задачу любому заявителю.

    ОтветитьУдалить