четверг, 21 января 2016 г.

Социальное познание

   Социальное познание — познание общества.

Методы социального познания:
v  наблюдение — может быть:
·         невключенным — осуществляется со стороны;
·         включенным — осуществляется изнутри изучаемого объекта (социальной группы);
v  эксперимент — носит активный, преобразующий характер. В отличие от наблюдения мы можем  изменять объект в интересующем нас направлении, регулировать условия и ход изучаемого процесса. В эксперименте мы вмешиваемся в естественный ход событий;
v  конкретно‐исторический метод — выявляет значимые исторические факты и стадии развития, что позволяет в итоге создать теорию объекта, раскрыть логику и закономерности его  развития.Этот метод, в отличе от эксперимента, широко используется в социальном познании;
v  моделирование — исследование осуществляется не на самом интересующем нас объекте  (оригинале), а на его заместителе (аналоге), сходном с ним в определенных отношениях;
v  научное предвидение - такое знание о неизвестном, которое основывается на уже известном  знании о сущности интересующих нас явлений и процессов и о тенденциях их дальнейшего развтия.

Особенности социального познания:
  1. Совпадают субъект и объект познания.( общественная жизнь пронизана сознанием и волей человека, она, по существу, субъект-объектна, представляет в целом субъективную реальность, субъект познает здесь субъекта же (познание оказывается самопознанием)).
  2. На развитие общества оказывает влияние совокупность многообразных факторов

Общественные процессы невозможно повторить, продублировать. Даже если они обозначаются одним понятием, содержание процесса различное.
Пример: революция. Революций в мире было очень много, но среди них невозможно найти совпадающих по своему ходу. В общественных процессах действуют люди, наделенные своими достоинствами и недостатками. И чаще всего люди скрывают истинные мотивы своих деяний.
     3. Ограниченность методов социального познания
Пример: (практически) невозможно использовать метод наблюдения для изучения прошлого. Изредка в прессе появляются сообщения об обнаружении ранее неизвестного племени, ведущего первобытный образ жизни. Как только там появляются этнографы и другие специалисты, в жизни племени начинаются необратимые изменения под влиянием цивилизации.
    4. Получаемое социальное знание всегда связано с интересами индивидов-субъектов познания.
    5. Социальное знание всегда нагружено оценкой, это ценностное знание: это служение истине как ценности, как правде.
    6. В процессе изучения общества можно говорить об установлении только относительных истин, поскольку общественная жизнь очень быстро изменяется.

«Социальный факт» имеет несколько значений:
1) это событие, имевшее место в определенное время при определенных условиях;
2) знание о событии, которое включено в совокупные научные знания об обществе и зафиксировано каким-либо способом. В этом случае социальный факт становится научным фактом.

Существует три вида социальных фактов:
1)    деяния отдельного человека, малых или больших социальных групп (например, переход Суворова через Альпы);
2)    продукты человеческой деятельности - материальные и духовные (например, Красная площадь, храм Василия Блаженного);
3)    вербальные (словесные) действия - мнения, суждения, оценки, например, крылатые выражения и афоризмы, произнесенные конкретным человеком (например, Сенека заявил: «Жизнь подобна сказке: неважно, насколько длинна, важно, насколько она прекрасна»).

Социальный факт признается научным, если:
·         отобрать и систематизировать факты;
·         интерпретировать их, т. е. истолковать, обобщить, объяснить на основе законов и закономерностей общественного развития. При этом крайне важно объективно использовать методы сравнения и аналогии, учет исторического опыта.


Комментариев нет:

Отправить комментарий