суббота, 16 января 2016 г.

Многообразие путей и форм человеческого познания

Мифологическое знание

1.      Исторически первая форма знания.
2.      Основано не на доказательствах, а на вере.
3.      Слитность логической сферы с эмоционально-волевой.
4.      Утверждается система правил, ценностей, норм, принятых в обществе.
5.      Живая память, сохранившая всю совокупность знаний, умений, опыта, накопленных несколькими поколениями.
6.      Не разделяет объект и субъект познания, вещь и слово, предмет и знак, происхождение вещи и ее сущность.
Мифы: о сотворении мира, о добывании культурных ценностей, о вселенских катастрофах, биографические

Обыденно-практическое (житейское) знание

1.      Накопление знаний в процессе жизни и деятельности людей.
2.      Основа: жизненный опыт, повседневная практическая деятельность.
3.      Полученные знания очень прочны, хотя разрозненны и не систематичны (выступают ПОБОЧНЫМ ПРОДУКТОМ).
4.       субъективно, т.к. каждый имеет свой опыт;
5.      передается от поколение к поколению, через ученичество;
6.      Включает здравый смысл, приметы, верования, предчувствия, настроения и т.п.
Народная мудрость (Свод рецептов, правил поведения, выработанный народом в процессе своего развития )
     Основные свойства: обобщение опыта, афористичность, здравый смысл.
     Включает пословицы и поговорки .
     Неоднородность, противоречивость.
     Усваиваются стихийно.
     Нельзя полностью им доверять.
     Стереотипность, включает заблуждение.

Религиозное и философское знание

1.      Выделились из мифа
2.      Религиозное знание основано на вере в сверхъестественные силы; не связано с рациональной деятельностью, не предполагает логические доказательства, носит догматический характер
3.      Философское знание
·         имеет предельно общий характер (универсализм) и проверяет все через доводы разума (критицизм);
·         имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и так далее);
·         предмет исследования философии шире предмета исследования любой науки, стремится открыть законы всего мирового целого;
·         философские знания ограничены познавательными способностями человека. Т.е. имеет неразрешимые проблемы, которые на сегодняшний день не могут быть разрешены логическим путем;
·         изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;
·         несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов.

Чем отличается философское знание от научного?
Между ними есть два серьезных различия:
1)      Любая наука имеет дело с фиксированной предметной областью (физика открывает законы физической реальности; химия – химической, психология – психологической).
Философия же, в отличие от науки, выносит универсальные суждения и стремится открыть законы всего мирового целого.
2)       Наука ищет истину, не обсуждая, хорошим или плохим является то, что она нашла, и есть ли во всем этом какой-то смысл. Иными словами, наука отвечает преимущественно на вопросы «почему?» «как?» и «откуда?», не задается вопросами «зачем?» и «для чего?».
Философия, решая вечные проблемы бытия, ориентирована не только на поиск истины, но также на познание и утверждение ценностей.
Художественно-образная форма знания


1.      Проявляется в искусстве
2.      Включает эстетическое отношение человека к действительности
3.      Познание мира посредством художественных образов, построенных по законам красоты
4.      Эмоциональность

Паранаука

1.      Использует сведения, не подтвержденные в эксперименте.
2.      Пытается объяснить то, что не может объяснить наука.
3.      Способствует выдвижению новых идей, научных проблем, феноменов.
4.      Носит субъективный характер.
5.      Туманность, загадочность.
6.      Претензия на универсальность, уход от конкретных объяснений.


Особенности научного знания

  1. Строгая доказательность, обоснованность, достоверность результатов
  2. Ориентация на объективную истинность, проникновение в сущность вещей
  3. Универсальный надличностный характер
  4. Воспроизводимость результата
  5. Логически организовано и системно
  6. Обладает особым, высокоформализованым языком
  7. Скептическое отношение к авторитетам

Комментариев нет:

Отправить комментарий