четверг, 15 октября 2015 г.

Проблема общественного прогресса

Прогресс - развитие, движение от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.

Причинами общественного прогресса являются потребности, в ходе реализации которых люди изменяют условия существования  и самих себя.

Для регресса характерны:
  • движение от высшего к низшему
  • процесс деградации
  • возврат к изжившим себя формам и структурам
Прогресс:
  • Эволюция-одна из форм движения, развитая в природе и обществе, основанная на непрерывном, постепенном качественном изменении.
    Характерные черты: непрерывность, постепенность, естественная обоснованность изменений, органический характер изменений, функциональная целостность процессов изменения. 
  • Революция-одна из форм движения, развитая в природе и обществе, основанная на коренном, резком скачкообразном переходе от одного качественного состояния к другому.
    Характерные черты: быстрота изменений, неорганический, сопровождающийся ломкой, характер процессов развития. 
 Основные противоречия прогресса:
  1. Нелинейность. Прогресс человечества выглядит не как восходящая прямая, а как изломанная линия, в которой отражаются подъемы и спады, периоды позитивных сдвигов и попятные движения.
  2. Относительность. Отдельные изменения, одновременно происходящие в обществе, могут быть разнонаправленными: прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой.
  3. Противоречивость. Прогрессивные сдвиги в той или иной области зачастую имели, наряду с положительными, также и отрицательные последствия для общества.
  4. Цена. Ускоренный прогресс нередко оплачивался слишком высокой ценой, когда в жертву прогрессу приносились целые поколения людей.


Задание 3


И. Гете: «Человечество станет умнее и рассудительнее, но не лучше, счастливее и деятельнее. Я предвижу время, когда человечество больше не будет радовать Бога, и Он будет вынужден вновь все разрушить для обновленного творения».

В данном высказывание И. Гёте, немецкий поэт, государственный деятель, мыслитель и естествоиспытатель, поднимает проблему единства противоположностей, проблему противоречивости общественного прогресса, ведущего зачастую к регрессу в отдельных областях человеческой жизни. Я полностью разделяю это мнение философа, так как актуальность данной проблемы для общества в нашем технологически быстроразвивающемся мире становится с каждым годом все острее и острее.

Действительно, накапливая определенный потенциал для своего развития, для своего совершенствования, общество неизменно что-то опустошает (недаром говорят: " Лес рубят, щепки  летят"), при этом сильно не задумываясь о последствиях: природные ресурсы используются эгоистически, "на всю катушку", окружающая среда загрязняется, соответственно, природные комплексы разрушаются. То есть прогресс человеческого общества, черпая свою силу из окружающей это общество среды, ослабляя ее,неизменно ведет к регрессу. Я думаю, у Гете это среда и выступает в качестве Бога, которая уже и в наше время мстит человечеству различными катаклизмами.
 Так, например, добыча нефти, ее транспортировка, переработка и использование, принося несомненную пользу человечеству, также не обходится без серьезных экологических последствий. Это и фотохимический смог в городах от неполного сгорания топлива в двигателях автомобилей, и усиление парникового эффекта от газов,попадающих в атмосферу при добычи и использовании нефти, что в свою очередь может также привести к другим катастрофическим последствиям, и разливы нефти на море во время аварий танкеров, приводящие к массовой гибели морских млекопитающих, птиц, рептилий, наносящие ущерб рыбному промыслу, вред прибрежной экосистеме, часто непоправимый.

Таким образом, чтобы регресс не перекрыл прогресс, необходимо человечеству стремиться к тому, чтобы прогрессивные сдвиги вели к минимальным регрессивным издержкам.




Комментариев нет:

Отправить комментарий