воскресенье, 11 октября 2015 г.

Практическое занятие по теме «Проблема общественного прогресса»

Задание 1

К. Поппер признает прогресс для человечества, но не признает его для истории, так как для Поппера «прогрессировать – значит двигаться к некой цели», что возможно конкретно только для «человеческого индивидуума» и невозможно для истории, как абстрактного понятия. Прогрессировать для К. Поппера – это, прежде всего, выбрать реальную цель, определить относительно ее ясную концепцию (т.е. ясный план действий) и приложить все возможные усилия для достижения этой цели. При этом нужно защищать и усиливать демократические институты, от которых зависит свобода, без которой прогресс немыслим.

Задание 2

Прогресс человечества выглядит не как восходящая прямая, а как изломанная линия, в которой отразились подъемы и спады, периоды позитивных сдвигов и попятные движения.

  1.    Османская империя:  могущество ее достигло своего апогея в середине 16 века в период царствования Сулеймана 1 Великолепного (1520-1566 гг.). Это был Золотой век империи. Но после Ахмеда 1 (правнука Сулеймана) мало кто из царствовавших в 17-18 вв. султанов имел достаточный уровень интеллектуального развития и политического опыта, чтобы управлять такой громадной империей. В результате - единство государства и сама центральная власть стали быстро ослабевать, и империя пришла в упадок. Соответственно экономический и культурный расцвет пришли в упадок.
  2.    Франция: государственный переворот Наполеона Бонапарта (совершенный 9 ноября 1799 года) - это контрреволюция по отношению к Великой Французской революции 1789 года.
  3.    Россия 19 века: четко прослеживается чередование относительно либеральных, раскрепощающих реформ и антилиберальных, закрепляющих большинство общества контрреформ. Например: после великих реформ 1860-ых годов Александра 2, включавших отмену крепостного права и освобождение крестьян, в 1880-е - начале 1890-х годов последовали контрреформы Александра 3, «заморозившие» политическое развитие страны.

Каждый из рассмотренных случаев  не означает возврат к исходному положению. Это новый виток в истории со своим  опытом, вынесшим из прежнего витка плюсы или минусы.

Отдельные изменения, одновременно происходящие  в  обществе,  могут быть  разнонаправленными: прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой.

·           Необдуманное использование природных (энергетических и сырьевых) ресурсов при индустриальном развитии общества ведет к ухудшению состояния окружающей среды.
  Кроме того, этому способствуют и выбросы в атмосферу, воду, почву вредных загрязняющих веществ, вовлечение в производство все большего числа химических элементов (к настоящему времени в окружающей среде не разрушаемых химических накопилось около 50 000 химических соединений – отходы пластмасс, пленок и т.д.)

Прогрессивные сдвиги в той или иной области зачастую  имели,  наряду  с положительными, также и отрицательные последствия для общества.

  •   Отрицательные экологические последствия : т.к. нефть легче воды , она растекается по воде тонкой пленкой на значительную площадь. Разливы нефти сопровождаются массовой гибелью морских млекопитающих, птиц, рептилий. Наносится ущерб рыбному промыслу. Залитые нефтью пляжи отпугивают туристов и наносят вред прибрежной экосистеме, часто непоправимый.
  •    Положительные :  дополнительный источник добычи нефти, способствующего созданию мощной судостроительной базы, способной откликаться на нужды нефтегазового сектора
  •    Бурное развитие автомобилизации промышленности принесло людям невиданную прежде мобильность, значительно преобразив образ жизни человека в крупных городах.    Негативные экологические последствия : автотранспортные средства (а их в мире больше 1 млрд) ежедневно сжигают ограниченное количество топлива, выделяя такое же огромное количество выхлопных газов => неотвратимое явление больших городов развитых стран – смог => проблемы со здоровьем . Кроме того, быстрая автомобилизация приводит к гиподинамии (т.е. люди гораздо меньше передвигаются самостоятельно) => тоже проблемы со здоровьем.
  • Открытия в области ядерной физики дали возможность не только получить новый источник энергии, но и создать мощное атомное оружие. 
  • Использование компьютерной техники не только необычайно расширило возможности творческого труда, но и вызвало новые болезни, связанные с длительной, непрерывной работой у дисплея: ухудшение зрения, психические отклонения, связанные с дополнительными психическими нагрузками.

Ускоренный прогресс нередко оплачивалсявысокой ценой, когда в жертву прогрессуприносились  целые поколения людей.
  1.   Индустриальное производство – использование станков  => высвобождение рабочих рук => безработица => массовые движения (например, движение луддитов, ломавших в отчаянии машины), заставивших людей задуматься о той цене, которую приходится платить за движение вперед, за высокую производительность труда.  Кроме того, возросшая необходимость в пастбищах в период развития английской суконной промышленности, вынуждала землевладельцев-лордов изымать эти земли у крестьян и сдавать их в наем фермерам. Лишённые наделов крестьяне превращались в наёмных сельскохозяйственных рабочих. Многие из бывших общинников, утратив не только землю, но и жилище, становились бродягами и нищими.
  2.    Цена индустриального скачка была чрезвычайно высокой. Насильственный характер сталинской коллективизации привел к сокращению численности крестьян на одну треть, разрушению устоев крестьянского быта, потере производственного опыта и неисчислимым жертвам (по разным оценкам от 7 до 10 млн. человек).  В ходе форсированной индустриализации социально-культурная сфера отошла на второй план. Произошло заметное отставание легкой промышленности и аграрного сектора. На фоне массового энтузиазма люди 30-х гг. столкнулись с собственным бесправием, с проявлением полной зависимости от органов власти и хозяйственной администрации. Ограничивался выпуск потребительских товаров, ликвидировался частный сектор экономики.

Комментариев нет:

Отправить комментарий