воскресенье, 24 апреля 2016 г.

Культура и духовная жизнь

Культура и ее формы

Культура
В узком смысле
В широком смысле
1.   Совокупность областей творческой деятельности, так или иначе связанных с искусством
2.     Область, объединяющая искусство, религию, науку, образование
1.      Универсальное отношение человека к миру, через которое человек постигает, создает мир и самого себя, универсальный способ творческой самореализации человека;
2.      Совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и передаваемых из поколения в поколение при помощи определенных знаковых систем, а также путем обучения и подражания.


ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ КУЛЬТУРЫ 


Культура
Материальная культура
Духовная культура
Связана с производством и освое­нием предметов и явлений мате­риального мира, с изменением физической природы человека: ма­териально-технические средства труда, коммуникация, культурно-бытовые сооружения, произ­водственный опыт, умения, на­выки людей и др.

Пример: карета, телефон, медаль
Совокупность духовных цен­ностей и творческой деятельности по их производ­ству, освоению и применению: наука, искусство, религия, мо­раль, политика, право и др.
Пример: карнавал,песня, норма

Деление культуры на материальную и духовную весьма условно, так как провести грань между ними порой бывает очень сложно, потому что в «чистом» виде они просто не существуют:
   духовная культура может воплощаться и в мате­риальных носителях — книгах, картинах, орудиях труда и т. д.

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ

  • Гуманистическая — формирование гуманистического мировоззрения. Главная функция феномена культуры, все остальные связаны с ней в той или иной степени.
  • Познавательная — формирование целостного пред­ставления о народе, стране, эпохе.
  • Оценочная — осуществление дифференциации ценностей, обогащение традиций.
  • Регулятивная (нормативная) — формирование системы норм и требований общества ко всем инди­видам во всех областях жизни и де­ятельности (нормы морали, права, поведения).
  • Информативная — осуществление передачи и обмена знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений.
  • Коммуникативная — сохранение, передача и тиражиро­вание культурных ценностей; развитие и совершенствование лич­ности через общение.
  • Социализация — усвоение индивидом системы зна­ний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативно­му поведению, стремление к само­совершенствованию.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ

  1. Элитарная — создается привилегированной частью общества либо по её заказу профессиональными творцами. Особенности:
    1.  включает в себя классическую музыку, театр, авторское кино и высокоинтеллек­туальную литературу;
    2. представляет определённые трудности для понимания не­подготовленным человеком;
    3. потребителем этой культуры является высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, театралы, художни­ки, писатели, музыканты.
  2. Народная — создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки (мифы, легенды, эпосы, сказки, песни, танцы и пр.).
  3. Массовая — понятие, используемое для характеристики современного культурного производства и потребления (концертная и эстрадная музыка, поп-культура, цирк, средства массовой информации, китч и пр.). Особенности:
    1. имеет самую широкую аудиторию и является авторской;
    2. как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная культура, и обращается к наиболее простым чувствам публики;
    3. носит коммерческий характер;
    4. в отличие от элитарной и народной культуры, удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагируя на любое новое событие, поэтому образцы массовой культуры быстро теряют свою актуальность, устаревают и выходят из моды.
Чем полезна массовая культура для детей?

Ответ (нужно связать проявления массовой культуры с ее инструментами):
  1. Энциклопедии в интернете (конкретно, Википедия), позволяет быстро найти необходимую информацию для подготовки к уроку, сообщения.
  2. Просмотр познавательных каналов на телевидении (например, ВВС, Национальная География) позволяет расширить кругозор ребенка.
  3. Любая библиотека имеет сегодня электронный формат, позволяющий получить документы, книги не выходя из дома.
В формате ЕГЭ зачастую просят связать между собой различные разновидности культуры. Действительно, они тесно взаимосвязаны, влияют друга на друга. Итак, ПРИМЕР ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАРОДНОЙ, ЭЛИТАРНОЙ и МАССОВОЙ КУЛЬТУР:
  • В вечернем эфире телеканала ОРТ (массовая) транслируется балетная постановка (элитарная), основанная на сюжете народной сказки (народная).

ВЛИЯНИЕ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ НА ДУХОВНУЮ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА

ПозитивноеНегативное
  1. утверждает представления о мире людей, о взаимоотно­шениях между ними, об образе жизни, что позволяет многим людям лучше ориентироваться в современном, быстро меняющемся мире;
  2. произведения массовой культуры не выступают средством авторского самовыражения, а непосредственно обращены к чи­тателю, слушателю, зрителю, учитывают его запросы;
  3. отличается демократичностью, т. к. её потребителями яв­ляются представители самых разных социальных групп;
  4. отвечает потребностям многих людей, в том числе и по­требностям в интенсивном отдыхе, психологической разрядке.
  1. снижает общий уровень духовной культуры общества, т. к. удовлетворяет невзыскательные вкусы массового потребителя;
  2. ведет к стандартизации и унификации не только образа жизни, но и образа мышления миллионов людей;
  3. рассчитана на пассивное потребление;
  4. насаждает мифы в сознании людей;
  5. формирует искусственные потребности, используя рекла­му и СМИ;
  6. навязывая определённые представления, СМИ уводят мно­гих людей от реальной жизни.


РАЗНОВИДНОСТИ КУЛЬТУРЫ:

  • Доминирующая - культура большинства населения (господствующие духовные ценности).
  • Субкультура — часть общей культуры, система ценностей, присущих определенной группе (половозрастные: женская, детская, молодёжная и др.; профессиональные: научное сообщество, современный бизнес и др.; до­суговые (по предпочитаемым занятиям в свободное время); религиозные; этнические; криминальная).
  • Контркультура — оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре (битники, хиппи и панки; левые радикалы; андеграунд и др.).
ТИПЫ КУЛЬТУР: 
ПО СПОСОБАМ САМООРГАНИЗАЦИИ, ПО М. МАКЛЮЭНУ (КАН. СОЦИОЛОГ)

1. Дописьменная, или традиционная - знаки, рисунки, слова (устные), мифы.
2. Письменная - письменность, тексты, книги, книгопечатание, пиктография рисунчатое письмо), знаковое письмо.
3. Экранная - кино, телевидение, видео, компьютеры

По степени охвата (распространения):

  • НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА – совокупность достижений материальной и духовной культуры одного народа, жителей страны.
  • МИРОВАЯ КУЛЬТУРА – мировой культурный фонд, лучшие достижения национальных культур.

Развитие культуры

  • Преемственность. Традициинаиболее устойчивый элемент культуры.
  • Новаторство. Человеку присуще творческое начало


Духовная жизнь человека

Духовная жизнь — это сфера общественной жизни, связанная с производством и распределением духовных ценностей, с удовлетворением духовных потребностей человека (к примеру: потребности в творчестве, потребности в искусстве)



Комментариев нет:

Отправить комментарий