Культура и ее формы
Культура
|
|
В узком смысле
|
В широком смысле
|
1.
Совокупность областей творческой деятельности, так или
иначе связанных с искусством
2.
Область, объединяющая искусство, религию, науку,
образование
|
1. Универсальное
отношение человека к миру, через которое человек постигает, создает мир и
самого себя, универсальный способ творческой самореализации человека;
2. Совокупность форм и
результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике
и передаваемых из поколения в поколение при помощи определенных знаковых
систем, а также путем обучения и подражания.
|
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ КУЛЬТУРЫ
Ответ (нужно связать проявления массовой культуры с ее инструментами):
Культура
|
|
Материальная
культура
|
Духовная культура
|
Связана с производством и освоением предметов и явлений материального
мира, с изменением физической природы человека: материально-технические
средства труда, коммуникация, культурно-бытовые сооружения, производственный
опыт, умения, навыки людей и др.
Пример: карета, телефон, медаль
|
Совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству,
освоению и применению: наука, искусство, религия, мораль, политика, право и
др.
Пример: карнавал,песня, норма
|
Деление культуры на материальную и духовную весьма условно, так как провести грань между ними порой бывает очень сложно, потому что в «чистом» виде они просто не существуют:
духовная культура может воплощаться и в материальных носителях — книгах, картинах, орудиях труда и т. д.
духовная культура может воплощаться и в материальных носителях — книгах, картинах, орудиях труда и т. д.
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ
- Гуманистическая — формирование гуманистического мировоззрения. Главная функция феномена культуры, все остальные связаны с ней в той или иной степени.
- Познавательная — формирование целостного представления о народе, стране, эпохе.
- Оценочная — осуществление дифференциации ценностей, обогащение традиций.
- Регулятивная (нормативная) — формирование системы норм и требований общества ко всем индивидам во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения).
- Информативная — осуществление передачи и обмена знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений.
- Коммуникативная — сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общение.
- Социализация — усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ
- Элитарная — создается привилегированной частью общества либо по её заказу профессиональными творцами. Особенности:
- включает в себя классическую музыку, театр, авторское кино и высокоинтеллектуальную литературу;
- представляет определённые трудности для понимания неподготовленным человеком;
- потребителем этой культуры является высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, театралы, художники, писатели, музыканты.
- Народная — создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки (мифы, легенды, эпосы, сказки, песни, танцы и пр.).
- Массовая — понятие, используемое для характеристики современного культурного производства и потребления (концертная и эстрадная музыка, поп-культура, цирк, средства массовой информации, китч и пр.). Особенности:
- имеет самую широкую аудиторию и является авторской;
- как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная культура, и обращается к наиболее простым чувствам публики;
- носит коммерческий характер;
- в отличие от элитарной и народной культуры, удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагируя на любое новое событие, поэтому образцы массовой культуры быстро теряют свою актуальность, устаревают и выходят из моды.
Чем полезна массовая культура для детей?
Ответ (нужно связать проявления массовой культуры с ее инструментами):
- Энциклопедии в интернете (конкретно, Википедия), позволяет быстро найти необходимую информацию для подготовки к уроку, сообщения.
- Просмотр познавательных каналов на телевидении (например, ВВС, Национальная География) позволяет расширить кругозор ребенка.
- Любая библиотека имеет сегодня электронный формат, позволяющий получить документы, книги не выходя из дома.
В формате ЕГЭ зачастую просят связать между собой различные разновидности культуры. Действительно, они тесно взаимосвязаны, влияют друга на друга. Итак, ПРИМЕР ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАРОДНОЙ, ЭЛИТАРНОЙ и МАССОВОЙ КУЛЬТУР:
- В вечернем эфире телеканала ОРТ (массовая) транслируется балетная постановка (элитарная), основанная на сюжете народной сказки (народная).
ВЛИЯНИЕ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ НА ДУХОВНУЮ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА
Позитивное | Негативное |
---|---|
|
|
РАЗНОВИДНОСТИ КУЛЬТУРЫ:
- Доминирующая - культура большинства населения (господствующие духовные ценности).
- Субкультура — часть общей культуры, система ценностей, присущих определенной группе (половозрастные: женская, детская, молодёжная и др.; профессиональные: научное сообщество, современный бизнес и др.; досуговые (по предпочитаемым занятиям в свободное время); религиозные; этнические; криминальная).
- Контркультура — оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре (битники, хиппи и панки; левые радикалы; андеграунд и др.).
ТИПЫ КУЛЬТУР:
ПО СПОСОБАМ САМООРГАНИЗАЦИИ, ПО М. МАКЛЮЭНУ (КАН. СОЦИОЛОГ)
ПО СПОСОБАМ САМООРГАНИЗАЦИИ, ПО М. МАКЛЮЭНУ (КАН. СОЦИОЛОГ)
1. Дописьменная, или традиционная - знаки, рисунки, слова (устные), мифы.
2. Письменная - письменность, тексты, книги, книгопечатание, пиктография рисунчатое письмо), знаковое письмо.
3. Экранная - кино, телевидение, видео, компьютеры
Духовная жизнь — это сфера общественной жизни, связанная с производством и распределением духовных ценностей, с удовлетворением духовных потребностей человека (к примеру: потребности в творчестве, потребности в искусстве)
По степени охвата (распространения):
- НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА – совокупность достижений материальной и духовной культуры одного народа, жителей страны.
- МИРОВАЯ КУЛЬТУРА – мировой культурный фонд, лучшие достижения национальных культур.
Развитие культуры
- Преемственность. Традиции – наиболее устойчивый элемент культуры.
- Новаторство. Человеку присуще творческое начало
Духовная жизнь человека
Духовная жизнь — это сфера общественной жизни, связанная с производством и распределением духовных ценностей, с удовлетворением духовных потребностей человека (к примеру: потребности в творчестве, потребности в искусстве)
Комментариев нет:
Отправить комментарий