среда, 14 октября 2015 г.

Практическая работа: шифрование данных
Задание 1

1) еёмф гсёна - рпуёуё шбт
2) т опгьн дпепн
3) рёсгпё тёоуавса

Задание 2

а) классный час
б) белое солнце пустыни

Задание 3 

Интернет - счаёщчту

Задание 4

жпющей - еопнга
Обработка информации и алгоритмы

Вопрос 3 

Заменяем большее из двух чисел разностью большего и меньшего до тех пор, пока они не станут равны.

НОД (a, b) = НОД (a-b. b)
                      НОД (a. b-a)
НОД (114, 66
НОД (114-66, 66) = НОД (48, 66)
НОД (48, 66-48) = НОД (48, 18)
НОД (48-18, 18)НОД (30, 18)            => нужно выполнить 6 шагов алгоритма!
НОД (30-18)НОД (12, 18)
НОД (12, 18-12)НОД (12,6)
НОД (12-6, 6)НОД (6,6)

Ответ: 6 шагов

воскресенье, 11 октября 2015 г.

Практическое занятие по теме «Проблема общественного прогресса»

Задание 1

К. Поппер признает прогресс для человечества, но не признает его для истории, так как для Поппера «прогрессировать – значит двигаться к некой цели», что возможно конкретно только для «человеческого индивидуума» и невозможно для истории, как абстрактного понятия. Прогрессировать для К. Поппера – это, прежде всего, выбрать реальную цель, определить относительно ее ясную концепцию (т.е. ясный план действий) и приложить все возможные усилия для достижения этой цели. При этом нужно защищать и усиливать демократические институты, от которых зависит свобода, без которой прогресс немыслим.

Задание 2

Прогресс человечества выглядит не как восходящая прямая, а как изломанная линия, в которой отразились подъемы и спады, периоды позитивных сдвигов и попятные движения.

  1.    Османская империя:  могущество ее достигло своего апогея в середине 16 века в период царствования Сулеймана 1 Великолепного (1520-1566 гг.). Это был Золотой век империи. Но после Ахмеда 1 (правнука Сулеймана) мало кто из царствовавших в 17-18 вв. султанов имел достаточный уровень интеллектуального развития и политического опыта, чтобы управлять такой громадной империей. В результате - единство государства и сама центральная власть стали быстро ослабевать, и империя пришла в упадок. Соответственно экономический и культурный расцвет пришли в упадок.
  2.    Франция: государственный переворот Наполеона Бонапарта (совершенный 9 ноября 1799 года) - это контрреволюция по отношению к Великой Французской революции 1789 года.
  3.    Россия 19 века: четко прослеживается чередование относительно либеральных, раскрепощающих реформ и антилиберальных, закрепляющих большинство общества контрреформ. Например: после великих реформ 1860-ых годов Александра 2, включавших отмену крепостного права и освобождение крестьян, в 1880-е - начале 1890-х годов последовали контрреформы Александра 3, «заморозившие» политическое развитие страны.

Каждый из рассмотренных случаев  не означает возврат к исходному положению. Это новый виток в истории со своим  опытом, вынесшим из прежнего витка плюсы или минусы.

Отдельные изменения, одновременно происходящие  в  обществе,  могут быть  разнонаправленными: прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой.

·           Необдуманное использование природных (энергетических и сырьевых) ресурсов при индустриальном развитии общества ведет к ухудшению состояния окружающей среды.
  Кроме того, этому способствуют и выбросы в атмосферу, воду, почву вредных загрязняющих веществ, вовлечение в производство все большего числа химических элементов (к настоящему времени в окружающей среде не разрушаемых химических накопилось около 50 000 химических соединений – отходы пластмасс, пленок и т.д.)

Прогрессивные сдвиги в той или иной области зачастую  имели,  наряду  с положительными, также и отрицательные последствия для общества.

  •   Отрицательные экологические последствия : т.к. нефть легче воды , она растекается по воде тонкой пленкой на значительную площадь. Разливы нефти сопровождаются массовой гибелью морских млекопитающих, птиц, рептилий. Наносится ущерб рыбному промыслу. Залитые нефтью пляжи отпугивают туристов и наносят вред прибрежной экосистеме, часто непоправимый.
  •    Положительные :  дополнительный источник добычи нефти, способствующего созданию мощной судостроительной базы, способной откликаться на нужды нефтегазового сектора
  •    Бурное развитие автомобилизации промышленности принесло людям невиданную прежде мобильность, значительно преобразив образ жизни человека в крупных городах.    Негативные экологические последствия : автотранспортные средства (а их в мире больше 1 млрд) ежедневно сжигают ограниченное количество топлива, выделяя такое же огромное количество выхлопных газов => неотвратимое явление больших городов развитых стран – смог => проблемы со здоровьем . Кроме того, быстрая автомобилизация приводит к гиподинамии (т.е. люди гораздо меньше передвигаются самостоятельно) => тоже проблемы со здоровьем.
  • Открытия в области ядерной физики дали возможность не только получить новый источник энергии, но и создать мощное атомное оружие. 
  • Использование компьютерной техники не только необычайно расширило возможности творческого труда, но и вызвало новые болезни, связанные с длительной, непрерывной работой у дисплея: ухудшение зрения, психические отклонения, связанные с дополнительными психическими нагрузками.

Ускоренный прогресс нередко оплачивалсявысокой ценой, когда в жертву прогрессуприносились  целые поколения людей.
  1.   Индустриальное производство – использование станков  => высвобождение рабочих рук => безработица => массовые движения (например, движение луддитов, ломавших в отчаянии машины), заставивших людей задуматься о той цене, которую приходится платить за движение вперед, за высокую производительность труда.  Кроме того, возросшая необходимость в пастбищах в период развития английской суконной промышленности, вынуждала землевладельцев-лордов изымать эти земли у крестьян и сдавать их в наем фермерам. Лишённые наделов крестьяне превращались в наёмных сельскохозяйственных рабочих. Многие из бывших общинников, утратив не только землю, но и жилище, становились бродягами и нищими.
  2.    Цена индустриального скачка была чрезвычайно высокой. Насильственный характер сталинской коллективизации привел к сокращению численности крестьян на одну треть, разрушению устоев крестьянского быта, потере производственного опыта и неисчислимым жертвам (по разным оценкам от 7 до 10 млн. человек).  В ходе форсированной индустриализации социально-культурная сфера отошла на второй план. Произошло заметное отставание легкой промышленности и аграрного сектора. На фоне массового энтузиазма люди 30-х гг. столкнулись с собственным бесправием, с проявлением полной зависимости от органов власти и хозяйственной администрации. Ограничивался выпуск потребительских товаров, ликвидировался частный сектор экономики.

понедельник, 5 октября 2015 г.

четверг, 1 октября 2015 г.

Многообразие путей и форм общественного развития

Схемы общественного развития

- Циклическая (цикличность )
       Исторические этапы общественного развития не заменяют друг друга по восходящей линии развития, а просто приходят на смену друг друга
       Основоположники: Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби и другие

- Линейно-восходящая 

       Общество проходит ряд исторических, последовательных этапов, заменяющих друг друга
       Основоположники: Г. Гегель, К. Маркс, Д. Белл, У. Ростоу и другие


Типы цивилизаций
- Природные сообщества
  1. Относятся народы, живущие в единстве и гармонии с природой


-Восточная цивилизация
  1. Традиционное общество
  2. Высокая зависимость от природы и географического положения, приспособление к природе
  3. Традиция, ритуал
  4. Стабильность
  5. Патриархальный уклад  жизни
  6. Преобладание гос-ной собственности 
  7. Гос-во выше личности и общества
  8. Деспотия
  9. Порядок
  10. Иерархия
  11. Коллективизм
  12. Особая тесная связь человека со своей соц. группой
  13. Равенство в правах
  14. Преобладает чувственное познание
  15. Созерцательный тип мышления
  16. Слоговое письмо
  17. Главное достижение - демократия
- Западная цивилизация 
  1. Индустриальное общество
  2. Покорение и использование природы
  3. Прогресс
  4. Риск
  5. Рыночная экономика
  6. Преобладание частной собственности
  7. Личность выше государства и общества
  8. Закон и правовое государство
  9. Свобода
  10. Братство 
  11. Индивидуализм
  12. Независимость человека от его соц. происхождения
  13. Равенство в имуществе
  14. Преобладает рациональное познание
  15. Логический тип мышления
  16. Буквенное письмо
  17. Главное достижение - культура
Формационный подход к истории

Обобщал исторический опыт Европы.
- Многообразие развития мира не позволяло распространить критерии формационного подхода на все государства.
-«Азиатский способ производства» 


        Стадиальный подход к истории 

   - Все народы проходят в своем развитии одни и те же стадии, но разными темпами, поэтому в современном мире сосуществуют общества, находящиеся на разных стадиях.
Критерием выделения стадий является уровень развития техники и технологий.


четверг, 24 сентября 2015 г.


Общество и природа

Природа воздействует на развитие общества как среда обитания

Нравственное развитие 



воскресенье, 20 сентября 2015 г.


Общество как динамичная система

    Термины:

   Система - множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. 
   Социальные институтыэто устойчивая совокупность людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций; строится эта деятельность на основе определенных норм, правил.
  Общественные отношения - разнообразные связи между социальными группами, а также внутри них, в процессе экономической, социальной, политической и культурной жизни и деятельности.
Признаки общества как системы:

 1. Общество отличается большим разнообразием различных социальных структур, систем и подсистем.
2. 
Непредсказуемость, нелинейность развития.
3. 
 Динамичность, незавершенность и альтернативность развития.
4.  Особый статус субъектов, определяющих общественное развитие.
5.  
Самодостаточность. 
6.   Общество несводимо к людям, его составляющим, это система вне – и надындивидуальных  форм, связей и отношений, которые человек создает своей активной деятельностью. 
7.   Необходимость осмысления последствий вмешательства человека при построении различных моделей развития общества.

Сферы общественной жизни как подсистемы общества

  Экономическая сфера охватывает отношения, связанные с производством, распределением, обменом и потреблением материальных благ.
   Социальная сфера включает внутреннее устройство общества и взаимодействие социальных групп.
   Политическую сферу образуют отношения гражданского общества, политических партий и государства. Назначение сферы политики — осуществлять руководство и управление.
   Духовная сфера охватывает развитие и взаимодействие общественного сознания, науки, искусства, образования.
      Сферы жизни общества как части единой системы неразрывно связаны между собой, изменения в одной влекут, как правило, изменения в другой.